График работы музея: с понедельника по пятницу, с 15.30 ч
(по предварительному согласованию)
История и условия образования музея «Русская старина».
На возникновение идеи образования музея в Болотнинском педагогическом колледже повлияли особенности историко- культурного развития Болотнинского района, Болотнинского педколледжа и принципы государственной политики к содержанию образования, сформированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» ( 1992 г): защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях российского многонационального государства; -воспитание гражданственности и любви к Родине.
Из регионального характера развития страны следует необходимость подготовки учителей, хорошо и всесторонне знающих родной край. История Болотнинского района как единой территориальноадминистративной дисциплины Новосибирской области насчитывает всего несколько десятилетий. С момента образования района его население характеризуется как полиэтническое, при количественном преобладаниирусского населения.
До сих пор на территории современного Болотнинского района проживают: потомки старожильческих групп Приобья - старообрядцы разных толков; русские, белорусы, украинцы, немцы, татары, чуваши, мордвы, греки, эстонцы и др. Поэтому образование будущего учителя нельзя считать завершенным без знаний этнической истории народов района, области, где он будет работать в школе.
Статус педколледжа был присвоен педагогическому училищу в мае 2002 года. Это событие потребовало переосмысления, пересмотра учебного плана, учебных программ, выбора наиболее оптимальных форм реализацииучебно- воспитательного процесса.
Утрата былого величия России на рубеже 20 и 21 веков - следствие отказа от русской идеологии, веры, традиционных ценностей и идеалов. Главным средством восстановления духовно- нравственного,гражданственно- патриотического, интеллектуального потенциала является возрождение нравственного воспитания, опирающегося на этнокультурные традиции русского народа, народов своего края, т.е. на этнопедагогику.
Новыми формами работы в БПК стали археологические и историко-этнографические экспедиции. Первый опыт реализации данных форм студенты приобрели на территории бывшего Умревинского острога, который был поставлен в 1703 г на реке Умрева; это уникальный памятник русского освоения Сибири. Группа студентов БПК приняла участие в археологических раскопках вблизи Умревинского острога; при их участии были найдены различные вещественные памятники: монеты, керамика, останки захоронений и др.
Студенты БПК восстанавливали деревянные укрепления острога. В нескольких километрах от острога находилось с. Шумиха , где студенты получили первый опыт этнографической деятельности. Студенты собирали информацию о времени, причинах переселения в Сибирь русских и других народов России и возникновения села. Интересовали студентов и особенности хозяйственного быта населения села в прошлом и в настоящее время; особенности материальной культуры. Особое внимание обращали на развитие народного образования и на анализ работы бывших учеников в системе образования. Жители села подарили студентам предметы домашней утвари прошлого ( утюги, крынки, корзины, салазки и др). Возникла идея образования музея. Поскольку основной фонд музея состоит из предметов нескольких профилей, он определился как комплексный. Совет музея дал ему название «Русская старина».
Цель деятельности музея:
1.Воспитание гражданственно- патриотических качеств будущих учителей на основе этнокультурных традиций русского народа и народов родного края.
2.Сохранение, развитие и защита системой образования русских народных и национальных традиций Родины и родного края.
Задачами музея «Русская старина» являются:
1. Участие в совершенствовании учебно- воспитательной работы в БПК.
2. Проведение культурно- просветительной работы среди студентов БПК, учащихся города и района.
3. Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края.
Направления деятельности:
1.Поисково- исследовательская работа.
2. Фондовая и экспозиционная работа.
3.Информационно- просветительская работа.
4.Популяризация работы музея.
Характеристика направлений деятельности музея «Русскаястарина».
1. Поисково- исследовательская деятельность:
1.При музее работает актив в количестве 20 человек, из состава которого избран Совет музея в количестве 5 человек. Педагогическое руководство работой актива музея осуществляет преподаватель истории Хайко СТ.
2.При музее созданы группы во главе с членами совета музея: поисковая, переписки, фондовая ( по обработке фондов), лекторская, экспозиционная или художественно- оформительская.
3. Актив музея проводит поисковую исследовательскую деятельность по следующим направлениям:
А) изучение истории педагогического колледжа ( охвачено 40 человек);
Б) изучение истории образования и развития сел Болотниского района в прошлом и в настоящее время ( охвачено 50 человек);
В) изучение традиций и обрядов родного края ( охвачено 50 человек).
Основными формами работы студентов по указанным направлениям являются: переписка , социологический опрос населения г. Болотное и района ( по месту постоянного проживания студентов).
Наиболее актуальной и интересной формой поисково -исследовательской деятельности студентов являются историко-этнографические экспедиции, которые стали в БПК традицией. Студенты посетили следующие населенные пункты Болотнинского района: Кунчурук, Варламово, Краснознаменка, Карасево, Кругликово, Турнаево, Бибеево, Светлая поляна, Сибиряк, Эстонка, Болынеречка, Корнилове.
Результаты деятельности:
1. Написана история педагогического колледжа (к 65 - летию образования колледжа; газетный вариант).
2. Оформлены альбомы, стенды по истории педагогического колледжа (стенды размещены в рекреации 1 этажа педколледжа и в музее).
3. Созданы альбомы педагогических династий.
4. Написаны исследования по следующим темам:
- Из истории топонимики Болотниского района.
- Старожилы и переселенцы Болотнинского района.
- История спортивной школы г. Болотное.
- Выпускники БПК в народном образовании района и области.
- Фольклор Болотнинского района.
- В учебном плане БПК появился региональный компонент -предмет «Традиции и обряды русской старины и родного края».
Студенты в рамках изучения данного предмета пишут сценарии - исследования русских народных и православных праздников и на базе Музея театрализовано защищают эти проекты. Защищены следующие проекты: «Жизнь русской избы», «Покров- пора свадеб», «Рождество», «Святки», «Сибирская масленица», «Проводы сибирской зимы», «Сватовство. Красная Горка (указанный проект был представлен на областном совещании -семинаре директоров средних специальных учебных заведений).
В театрализации праздника приняли участие преподаватели БПК общих гуманитарных социально- экономических дисциплин, 30 студентов БПК и 26 учащихся базовой городской школы №2. Студенты и преподаватели приняли участие в региональной студенческой научно- практической конференции « к 65-летию Великой Победы». ( представили 4 доклада, написанные по материалам музея. Работы поощрены грамотой Департаментаобразования; заняли 1 - 3 места). Доклады опубликованы в сборнике НИПКРО и в районной газете «Наши новости».
2.Фондовая экспозиционная работа:
1. Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в
инвентарной книге.
2. Состав музейного фонда следующий:
- Вещевые экспозиции;
- Воспроизведенные экспозиции;
- макеты;
- письма;
- изобразительные экспозиции ;
- фотоматериалы;
- киноматериалы.
Разделы экспозиций следующие:
1. «Быт русского села Сибири конца 19 - начала 20 века».
2. Духовная культура. «Красный угол».
3. «Русский народный праздничный женский костюм в Сибири конца 19в- начала 20 в».
4. «Декаративно- прикладное искусство. Вышивка народов Сибири, кружево».
5. «Сибирь в годы Великой Отечественной войны».
2. Просветительско- информационное направление.
1. Экскурсионная работа:
а) проводятся в течение учебного года; тематика экскурсий соответствует указанным экспозициям. За 4 года музей посетили 2600 человек.
б) Для актива музея и студентов 1-5 курсов были организованы экскурсии в региональные музеи: музей - заповедник «Томская Писаница», Исторический музей г. Томск, в с. Турнаево, где находится памятник деревянного зодчества Сибири- Церковь Серафима Саровского. Экскурсии проводятся ежегодно. ( за 4 года охвачено 252 человека).
2. Лекционная работа строилась на базе лектория при Музее «Традиции русской старины»
План работы лектория:
- Семейные праздники и обычаи ( Рождение. Крещение. День
рождения. Именины. Свадьба. Новоселье. Погребенье).
- Календарные праздники и обряды.
- Подвижные праздники.
- Масленица.
- Великие посты.
- Православные праздники. Пасха.
- Красная Горка.
Занятия лектория проводятся для студентов 1 - 3 курса 1 раз в месяц. ( охвачено ежемесячно 60 человек).
3. Клубная работа. Раз в два месяца при музее проходят заседания Философского клуба «Путь к Истине».
Тематика заседаний:
1. Что такое Человек?
2. Самое утреннее из чувств.
3. Земля болеет Человеком.
4. Ничто не забыто. Никто не забыт.
5. Народная мудрость и др.
В работе клуба принимают участие студенты 5 курса. ( в заседании клуба участвуют 70 человек).
4. Учебная работа.
Лучшей формой показа народного быта является изба с русской печью, кухонной утварью, иконами в «Красном углу» и всеми другими атрибутами крестьянской жизни. Такая изба есть в музее «Русская старина». Здесь студенты проводят пробные уроки по пропедевтическому курсу «Введение в историю».
Содержание музея соответствует тематике проводимых уроков: «Имена и прозвища в Древней Руси»; «Название моего города, улиц, площадей, переулков»; «Древнерусский город»; «История дома». «Русская изба»; «Русская одежда»; «В крестьянском доме» и др.
Русская изба со всеми ее атрибутами, студентка - учительница в народном русском костюме, народная музыка, загадки, поговорки, пословицы старины производят неизгладимое впечатление на учащихся начальной школы, способствуют более глубокому познанию мира, стимулируют приобщение к этнокультуре. За 4 года на базе музея проведено 40 уроков и экскурсий для учащихся начальной школы города и 10 экскурсий для учащихся района.
5.Популяризация работы музея.
Популяризация работы музея осуществляется через публикации в прессе, связи музея «Русская старина» с. Болотнинским районным краеведческим музеем; через участие в конференциях на местном, областном и региональном уровнях.
В музее есть книга Почета, где Ветераны педагогического колледжа почетные гости оставляют записи - отзывы о посещении.
В марте 2007 года в книге Почета музея появился отзыв Губернатора Новосибирской области Толоконского Виктора Александровича.