Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

 

                                                                                                                               Добро пожаловать на официальный сайт ГАПОУ НСО "Болотнинский педагогический колледж"

Музей педколледжа "Русская старина"

 

 

  

 

 заведующая музеем

Хайко Светлана Трофимовна

 

График работы музея: с понедельника по пятницу, с 15.30 ч

(по предварительному согласованию)

 

История и условия образования музея «Русская старина».

 

        На    возникновение    идеи    образования    музея        в    Болотнинском педагогическом колледже   повлияли  особенности   историко- культурного развития Болотнинского района,   Болотнинского педколледжа и принципы государственной политики к содержанию образования, сформированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» ( 1992 г):  защита   системой   образования   национальных   культур   и   региональных культурных   традиций    в    условиях    российского    многонационального государства; -воспитание гражданственности и любви к Родине.

         Из регионального   характера развития страны следует необходимость подготовки учителей, хорошо и всесторонне знающих родной край. История      Болотнинского      района      как      единой      территориальноадминистративной дисциплины Новосибирской области насчитывает   всего несколько     десятилетий.   С   момента образования   района  его   население характеризуется    как полиэтническое, при    количественном преобладаниирусского населения.

        До сих пор на территории современного Болотнинского района проживают: потомки старожильческих групп Приобья - старообрядцы разных толков; русские, белорусы, украинцы, немцы, татары, чуваши, мордвы, греки, эстонцы и др. Поэтому образование будущего учителя нельзя считать завершенным без знаний этнической истории народов района, области, где он будет работать в школе.

       Статус педколледжа был присвоен педагогическому училищу в мае 2002 года. Это событие потребовало переосмысления, пересмотра учебного плана, учебных программ, выбора наиболее оптимальных форм реализацииучебно- воспитательного процесса.

        Утрата былого величия России на рубеже 20 и 21 веков - следствие отказа от русской идеологии, веры, традиционных ценностей и идеалов. Главным  средством  восстановления     духовно-              нравственного,гражданственно- патриотического, интеллектуального потенциала является возрождение нравственного воспитания, опирающегося на этнокультурные традиции русского народа, народов своего края, т.е. на этнопедагогику.

          Новыми формами работы в БПК стали археологические и историко-этнографические экспедиции. Первый опыт реализации данных форм студенты приобрели на территории бывшего Умревинского острога, который был поставлен в 1703 г на реке Умрева; это уникальный памятник русского освоения Сибири. Группа студентов БПК приняла участие в археологических раскопках вблизи Умревинского острога; при их участии были найдены различные вещественные памятники: монеты, керамика, останки захоронений и др.

        Студенты БПК восстанавливали деревянные укрепления острога. В нескольких километрах от острога находилось с. Шумиха , где студенты получили первый опыт этнографической деятельности. Студенты собирали информацию о времени, причинах переселения в Сибирь русских и других народов России и возникновения села. Интересовали студентов и особенности хозяйственного быта населения села в прошлом и в настоящее время; особенности материальной культуры. Особое внимание обращали на развитие народного образования и на анализ работы бывших учеников в системе образования. Жители села подарили студентам предметы домашней утвари прошлого ( утюги, крынки, корзины, салазки и др). Возникла идея образования музея. Поскольку основной фонд музея состоит из предметов нескольких профилей, он определился как комплексный. Совет музея дал ему название «Русская старина».

Цель деятельности музея:

     1.Воспитание     гражданственно-    патриотических    качеств    будущих учителей   на  основе   этнокультурных традиций  русского  народа  и народов родного края.

      2.Сохранение,   развитие   и   защита   системой   образования   русских народных и национальных традиций Родины и родного края.

Задачами музея «Русская старина» являются:

        1. Участие в совершенствовании учебно- воспитательной работы в БПК.

        2. Проведение    культурно- просветительной    работы среди студентов БПК, учащихся города и района.

        3. Охрана   и   пропаганда   памятников   истории,   культуры   и   природы родного края.

Направления деятельности:

         1.Поисково- исследовательская работа.

         2. Фондовая и экспозиционная работа.

         3.Информационно- просветительская работа.

         4.Популяризация работы музея.

       Характеристика  направлений деятельности музея «Русскаястарина».

       1. Поисково- исследовательская деятельность:

1.При музее работает актив в количестве 20 человек, из состава которого избран    Совет    музея    в    количестве   5    человек.    Педагогическое руководство  работой     актива  музея   осуществляет     преподаватель истории Хайко СТ.

2.При музее созданы группы во главе с членами совета музея: поисковая, переписки,     фондовая     (     по    обработке     фондов),     лекторская, экспозиционная или художественно- оформительская.

3.  Актив музея проводит поисковую исследовательскую деятельность по следующим направлениям:

       А) изучение истории педагогического колледжа ( охвачено 40 человек);

       Б) изучение истории образования и развития сел Болотниского района в прошлом и в настоящее время ( охвачено 50 человек);

       В) изучение традиций и обрядов родного края ( охвачено 50 человек).

     Основными формами работы студентов по указанным направлениям являются: переписка , социологический опрос населения г. Болотное и района ( по месту постоянного проживания студентов).

Наиболее актуальной и интересной формой поисково -исследовательской      деятельности      студентов являются историко-этнографические экспедиции, которые стали в БПК традицией. Студенты посетили следующие населенные пункты  Болотнинского района: Кунчурук, Варламово,   Краснознаменка,   Карасево,   Кругликово,   Турнаево,  Бибеево, Светлая поляна, Сибиряк, Эстонка, Болынеречка, Корнилове.

            Результаты деятельности:

1. Написана   история   педагогического   колледжа   (к   65 - летию образования колледжа; газетный вариант).

2. Оформлены альбомы, стенды по истории  педагогического колледжа (стенды размещены в рекреации 1 этажа педколледжа и в музее).

3. Созданы альбомы педагогических династий.

4.  Написаны исследования по следующим темам:

         -     Из истории топонимики Болотниского района.

         -     Старожилы и переселенцы Болотнинского района.

         -     История спортивной школы г. Болотное.

         -     Выпускники БПК в народном образовании района и области.

         -     Фольклор Болотнинского района.

         -     В  учебном  плане  БПК  появился  региональный  компонент -предмет «Традиции и обряды русской старины и родного края».
        Студенты в рамках изучения данного предмета пишут сценарии - исследования русских народных и православных праздников и на базе  Музея  театрализовано защищают эти проекты. Защищены следующие  проекты:   «Жизнь русской  избы»,   «Покров-  пора свадеб»,    «Рождество»,    «Святки»,    «Сибирская    масленица», «Проводы  сибирской   зимы»,   «Сватовство.   Красная   Горка   (указанный проект был представлен на областном совещании -семинаре директоров средних  специальных учебных заведений).
      В театрализации праздника приняли участие преподаватели БПК общих гуманитарных социально- экономических дисциплин, 30 студентов БПК и 26 учащихся базовой городской школы №2. Студенты   и   преподаватели   приняли участие   в  региональной студенческой научно- практической конференции « к 65-летию Великой Победы». ( представили 4 доклада,    написанные по материалам музея.  Работы  поощрены  грамотой Департаментаобразования;    заняли  1 - 3  места). Доклады опубликованы в сборнике НИПКРО и в районной газете «Наши новости».

         2.Фондовая экспозиционная работа:

1. Весь собранный материал   составляет фонды музея и учитывается в
инвентарной книге.

2. Состав музейного фонда следующий:

    -  Вещевые экспозиции;

    -  Воспроизведенные экспозиции;

    -  макеты;

    - письма;

    - изобразительные экспозиции ;

    - фотоматериалы;

    - киноматериалы.

      Разделы экспозиций следующие: 

1.  «Быт русского села Сибири конца 19 - начала 20 века».

2.   Духовная культура. «Красный угол».

3.   «Русский народный праздничный женский костюм в Сибири конца 19в- начала 20 в».

4.  «Декаративно-   прикладное   искусство.   Вышивка   народов   Сибири, кружево».

5.   «Сибирь в годы Великой Отечественной войны».
      2. Просветительско- информационное направление.

     1. Экскурсионная работа:

    а) проводятся в течение учебного года; тематика экскурсий соответствует указанным экспозициям. За 4 года музей посетили 2600 человек.

    б) Для актива музея и студентов 1-5 курсов были организованы экскурсии в региональные музеи: музей - заповедник «Томская Писаница», Исторический музей г. Томск, в с. Турнаево, где находится памятник деревянного зодчества Сибири- Церковь Серафима Саровского. Экскурсии проводятся ежегодно. ( за 4 года охвачено 252 человека).

       2.   Лекционная работа строилась на базе лектория при Музее «Традиции русской старины»

       План работы лектория:

-     Семейные праздники и обычаи ( Рождение. Крещение. День
рождения. Именины. Свадьба. Новоселье. Погребенье).

-     Календарные праздники и обряды.

-     Подвижные праздники.

-     Масленица.

-     Великие посты.

-     Православные праздники. Пасха.

-     Красная Горка.

Занятия лектория проводятся для студентов 1 - 3 курса    1 раз в месяц. ( охвачено ежемесячно 60 человек).

       3.   Клубная  работа.  Раз  в  два месяца при  музее  проходят заседания Философского клуба «Путь к Истине».

  Тематика заседаний:

1.  Что такое Человек?

2.  Самое утреннее из чувств.

3.  Земля болеет Человеком.

4.   Ничто не забыто. Никто не забыт.

5.   Народная мудрость и др.

     В работе клуба принимают участие студенты 5 курса. ( в заседании клуба участвуют 70 человек).

    4. Учебная работа.

     Лучшей формой показа народного быта является изба с русской печью, кухонной утварью, иконами в «Красном углу» и всеми другими атрибутами крестьянской жизни. Такая изба есть в музее «Русская старина».      Здесь студенты проводят      пробные      уроки      по пропедевтическому курсу «Введение в историю».

     Содержание музея соответствует тематике проводимых уроков: «Имена и прозвища в Древней Руси»; «Название моего города, улиц, площадей, переулков»; «Древнерусский город»; «История дома». «Русская изба»; «Русская одежда»; «В крестьянском доме» и др.

     Русская изба со всеми ее атрибутами, студентка - учительница в народном русском костюме, народная музыка, загадки, поговорки, пословицы старины производят неизгладимое впечатление на учащихся начальной школы, способствуют более глубокому познанию мира, стимулируют приобщение к этнокультуре. За 4 года на базе музея проведено 40 уроков и экскурсий для учащихся начальной школы города и 10 экскурсий для учащихся района.

     5.Популяризация работы музея.

    Популяризация работы музея осуществляется через публикации в прессе, связи музея «Русская старина» с. Болотнинским районным краеведческим музеем; через участие в конференциях на местном, областном и региональном уровнях.

      В музее есть книга Почета, где Ветераны педагогического колледжа почетные гости оставляют записи - отзывы о посещении.

      В   марте 2007 года в книге Почета музея появился отзыв Губернатора Новосибирской области Толоконского Виктора Александровича.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"