Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

 

                                                                                                                               Добро пожаловать на официальный сайт ГАПОУ НСО "Болотнинский педагогический колледж"

По страницам истории

 

   1944 год. Еще пылали от гитлеровских бомб и снарядов города и села, еще фашистские полчища не полностью были изгнаны с территории нашей Родины, но правительство, занимаясь вопросами восстановления районов Родины, освобожденных от немецких войск, решало не только экономические вопросы. Речь шла и об одной из самых благородных и мирных профессий на земле - о профессии учителя.

   Уверенность в победе была, жизнь продолжалась. Необходимым условием восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. Уже в 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В.П. Потемкиным. Стали восстанавливаться учебные заведения страны и создаваться новые. Вот тогда — то в числе учебных заведений страны в октябре 1944 года было открыто Болотнинское педагогическое училище.

Городок небольшой 

Трудно на карте

Его отыскать.

Лучше приехать

Да ближе узнать.

   Болотное в то время было небольшим захолустным городком. Статус города был получен в 1943 году, а до указанного времени это был рабочий поселок. В 2009 году педучилищу исполнилось 65 лет. За 65 лет было подготовлено более 9, 5 тысяч специалистов для Новосибирской области и других регионов. А тогда 62 года назад все было непросто. Указ правительства о создании педагогического училища был, а вот реализация приказа осуществлялась за счет собственных резервов.

   Первые две группы Болотнинского педагогического училища возникли на базе средней школы № 2. Первыми преподавателями училища были учителя и руководители школы № 2. Это: Елена Анатольевна Островская, Николай Николаевич Орлов, Ида Александровна Стафурская, Иван Николаевич Бодров, Александра Васильевна Борисова, Нина Ивановна Чернигина, Лидия Кузьминична Ларионова и др.

   Первые годы работы педучилища были нелегкими: не было учебников, наглядных пособий и даже программ. Из-за отсутствия топлива нередко откладывались занятия. Летом 1946 года педучилище получило в свое распоряжение помещение семилетней школы № 1 (в прошлом школы рабочей молодежи). Постепенно в училище формировался свой педколлектив. В 1946-1947 учебном году в него входили: Н.Г. Лаврухин, Н.Г. Аспит, Н.П. Евсеенко, А. Часовитин. В 1947 году состоялся первый выпуск молодых специалистов. На ниву народного просвещения из стен педучилища вышли первые 34 учителя начальных классов. Это: М.И. Ходзинская, А.А. Аверина, И.И. Морчаковский, Н.Я. Чижова, М.С. Алфимова, Н.К. Маркова, В.Н. Черкасова и др.

   1953 - 1954 год... Ликвидированы Черепановское, Бердское, Искитимское, Татарское педагогическое училища. Учащиеся доучивались в педучилище г.Болотное.

   1957 год. Начался прием на базе средней школы. Созданы группы со второй специальностью - учитель русского языка и математики.

   Год 1967 -ой ... педагогическому училищу исполнилось 23 года. За это время оно превратилось в крупное среднее специальное учебное заведение со своими традициями, с большим опытом подготовки учительских кадров играющих большую роль в культурной жизни города и района. За эти годы состоялось 20 выпусков, 2933 человека получили дипломы народного учителя, 2157 студентов - на дневном отделении, остальные - на заочном. Многие окончили училище с отличием. К тому времени с полным основанием гордились результатами своего труда педагоги училища. Слава о хороших кадрах давно вышла за пределы Новосибирской области. Так, к примеру, В.А. Ситняк - учительница начальных классов школы №76 г. Томска получила звание заслуженный учительницы РСФСр. В школах г.Болотное и районах трудились в основном педагогические кадры первых выпусков. Значком «Отличник народного просвещения» были награждены учительница базовой школы №2 А.А.Аверина, учителя начальной школы №10 г. Болотного Т.М. Корнещук и А.И. Пашкова, учитель химии школы рабочей молодежи М.С. Пильникова и многие, многие другие.

   Огромная роль в подготовке и воспитании молодых кадров принадлежала, конечно же, сплоченному педагогическому коллективу училища. Преподаватель русского языка и литературы Евдокимова Екатерина Кузьминична пришла работать в училище в 60-е годы, первый ее выпуск был в 1966 году. Свои трудом, преданностью делу Екатерина Кузьминична и многие другие педагоги воспитали у своих студентов любовь к профессии учителя, высокую гражданственность. Каждый урок Екатерина Кузьминична планировала так, чтобы был простор для мысли учащихся, для их творчества. Ее ученица Тамара Яковлевна Дриневская стала тоже учителем русского языка, много лет проработала в сельской школе, теперь Заслуженный учитель РФ.

   1969-ый - год. 25-летия педагогического училища. За этот период училище совершенно изменило свой облик. Число учащихся выросло до 600 человек, их обучало 53 преподавателя и 10 учителей при базовой школе. В училище - опытные педагоги, которые проводили большую воспитательную работу не только в своем коллективе, но и среди трудящихся города. К тому времени уже 22 года работала в педагогическом училище отличница народного просвещения Евгения Алексеевна Ефремова. В педучилище под ее руководством функционировала замечательная теплица, так называемый «Сад под стеклом», в которой зимой вызревали красные помидоры и другие овощи. В юбилейный год 25 - летия стаж педагогической деятельности Михаила Константиновича Грузинского был 18 лет, из них 14 лет - работа в должности завуча. Человек высокой эрудиции, необычайной скромности, мастер педагогического труда, Михаил Константинович вел большую общественную работу. Он как член партбюро несколько лет подряд шефствовал над студенческой комсомольской организацией. Умело, не подавляя инициативы комсомольцев, оказывал комитету комсомола большую помощь, развивая у комсомольцев творческую инициативу, прививая молодежи любовь к порученному делу, преданность Родине.

           

Большой популярностью в педучилище, городе и районе пользовались концерты художественной самодеятельности учащихся.

               

        

   Работали молодые преподаватели пения и музыки. Под руководством Нины Федоровны Старших ( Ежеленко) великолепно звучал струнный оркестр. Методическим объединением преподавателей пения и музыки руководила Тихонова Ася Захаровна. Хор под руководством Аси Захаровны неоднократно награждался почетными грамотами на областных и районных смотрах художественной самодеятельности. Высокую оценку заслужил на смотре хоров РФ, получив дипломы первой и второй степени. Более двадцати лет уже тогда проработали в училище преподавателями и бывшие выпускники - это преподаватель рисования Леонид Устинович Егоров и Иван Ильич Марчаковский- преподаватель математики. Любимые студентами, мастера своего дела, они навсегда остались в памяти выпускников. Большим уважением в коллективе коллег и среди студентов пользовались преподаватели природоведения и географии Полина Григорьевна Стерехова и Мартынова Зинаида Александровна. Энергия Полины Григорьевны была по истине неистощима. Она была создателем краеведческого музея в педучилище; организован музей был в начале 1965 года, к сожалению, в силу многих обстоятельств, названный краеведческий музей не сохранился до настоящего времени. Зинаида Александрована Мартынова отдала педучилищу 32 года своей жизни. Очень чуткий, добрый педагог она и сейчас иногда приходит в педколледж поговорить с преподавателями, поделиться со студентами воспоминаниями о прошедших буднях и праздниках училища.

   Год 1974 -ый - это следующий большой этап в жизни педучилища, которому исполнилось 30 лет. За эти годы педучилище превратилось в крупное среднее специальное учебное заведение со своими славными традициями, с большим опытом подготовки кадров. За 30 лет состоялось 27 выпусков, из стен училища с дипломами народного учителя вышло около 4000-х тысяч человек, 29 студентов из них с отличием. Как и в прошлые годы, о выпускниках шла хорошая слава. Гордостью училища были, например, директор Кривояшинской 8-летней школы И.Ф.Барсук, учительница одной из школ г. Новосибирска В.И. Федоровых - отличник народного просвещения, и многие другие. В 1974 году в педучилище уже было два отделения: школьно-вожатское и отделение труда и черчения, 23 учебных группы, в которых было более 700 учащихся. С ними работало 78 преподавателей, 6 учителей базовой школы и два воспитателя групп продленного дня. Коллектив жил интересной и содержательной жизнью. Работали различные клубы, факультет общественных профессий, педагогический кабинет. В те годы первичная организация «Знание» педучилища состояла из 18 человек. Работу общества «Знание» направлял директор педучилища Николай Порфирьевич Аксенов. Директором педучилища он был с июля 1969-го года по 1979 год. Это был зрелый, преданный своему делу руководитель. Рабочий день его начинался очень рано; благодаря его неустанным стараниям, в училище было тепло, чисто и

уютно. В педагогическом училище в эти годы была на редкость очень демократичная творческая атмосфера. Коллектив педагогов любил проводить свободное время вместе. Это были литературные вечера, музыкальные гостиные, прогулки на природу. Особенно запомнились сатирические «Капустники» Голишевой Елены Петровны — преподавателя русского языка и литературы. Эта эрудированная женщина не позволяла своей душе лениться и того же требовала от других.

   За 30 лет в педагогическом училище сложились прочные традиции, которые сделали педучилище единой семьей. Интересным начинанием было возникновение и деятельность клуба красногалстучников и проведение первого тренировочного лагеря пионервожатых. Президентом, начальником лагеря и душой дела была Э.И. Горбачева.

 

   Традиционными были вечера встречи выпускников прошлых лет. Первая встреча выпускников с училищем, преподавателями и студентами была в 1952 году. С 1960 го года в педучилище стали проводиться спартакиады. Они были своеобразным итогом спортивной работы в педучилище. Обычно проводились в конце мая, в бору. Принимали участие все учащиеся. Колонны оформлялись очень красиво, во главе колонны -мотоциклисты, велосипедисты, затем чемпионы, гимнасты, спортсмены. В указанный период было подготовлено 180 разрядников, проведено 15 соревнований с охватом 1500 человек. В этом же году был организован парашютный кружок. 

   С годами хорошие начинания в спорте сохранялись, совершенствовались и развивались. Огонек Олимпии и до сих пор не гаснет в сердцах студентов педколледжа. Физическое воспитание, спорт в нашем учебном заведении являются важнейшим средством подготовки учителей. И в этом огромная заслуга Пупковой Алевтины Михайловны. Начав свою педагогическую деятельность в 1966 году заместителем директора по физвоспитанию, она стала организатором интересных туристических походов и спортивной работы в тренировочном лагере «Алые паруса». В настоящее время ветеран педагогического труда Пупкова A.M. А традиции туристических походов живут в нашем колледже; это дело в надежных руках Екимова Александра Николаевича - заместителя директора по физвоспитанию, преподавателя и методиста. Александр Николаевич предан спорту, в походах чувствует себя, как дома, любит рыбалку, охоту. Свой опыт передает студентам. Жизнь студентов педучилища всегда была богатой, насыщенной и интересной. Студенты различных лет с любовью вспоминают время, проведенное в тренировочном лагере «Алые паруса». Начальником лагеря была назначена Горбачева Эмилия Ивановна; первыми вожатыми отрядов были Борзун Людмила Нестеровна- преподаватель английского языка, и Шутяева Нина Ивановна - преподаватель русского языка. Любимым праздником был День морского царя Нептуна. Зачастую Нептуном был любимец студентов, веселый и артистичный Валерий Александрович Мильчевский. И однажды в дар Нептуну преподнесли песню «Алые паруса», написанную Болотнинским поэтом Черемисиным В.А. и преподавателем музыки и пения Камышевым В.И.

   Последний раз лагерь «Алые паруса» на Светлом озере работал в мае 1990 года. Воспитательную работу в лагере в этот год направляла Шейко Александра Анатольевна. Веселая, энергичная и талантливая, она привнесла в работу лагеря новые формы работы Всесоюзных лагерей «Артек» и «Орленок». На всю жизнь запомнились студентам комический футбол и насыщенный юмором концерт преподавателей, день именинника, лесной карнавал и малые олимпийские игры. Вецштейн Нина Павловна, Куликов Валерий Михайлович, Юркевич Юрий Александрович, Быкова Лидия Михайловна, Федосенко Надежда Ивановна, Кравченко Юрий Васильевич, Хайко Светлана Трофимовна- преподаватели, сделавшие прощальный лагерь на Светлом озере незабываемым.

   Свои знания и умения студенты проверяли на педагогической практике. Вначале она проходила в небольшой школе при педучилище. Школа получила название «базовая». Работали в школе опытные учителя методисты: Иванова Федосия Ильинична, Ляд нова Александра Александровна, Рудковская Галина Георгиевна, Халабурда Мария Ивановна, Черкасова Нина Павловна, Саломатова Раиса Павловна и многие другие.

    Педагогическая практика немыслима без кабинета, где сосредоточен самый лучший опыт наставников — педагогов и опыт первых удачных уроков студентов. Педкабинетом долгий период заведовала Короткевич Дина Семеновна. В кабинете можно было найти все, что необходимо для любого урока, она была профессионалом в полном смысле этого слова.

   В педагогических учебных заведениях огромная роль отведена истории и обществоведению - дисциплинам, которые формируют мировоззрение будущего учителя. И это понимали замечательные преподаватели Марчаковская Мальвина Ивановна и Короткевич Валентина Леонтьевна. Их лекции, выступления на политзанятиях отличались глубиной мысли, четкостью, были построены на высоком идейном и методическом уровне.

   Длительный период заведующим учебной части был Москвин Валерий Денисович. Студенты и преподаватели уважали Валерия Денисовича за компетентность и принципиальность. После Москвина В.Д. заведующими учебной частью были следующие преподаватели: Нетелева Валентина Александровна, Другова Вера Анатольевна, Лобах Зоя Степановна, каждый из которых внес свой посильный вклад в дело обучения и воспитания будущих наставников детей.

   Время жестоко и необратимо. Очень многих преподавателей уже нет. Но память о них всегда останется в их делах. Ушли из жизни преподаватели - наставники: Каменев Илларион Сергеевич, Клименок Мария Егоровна, Косее Юрий Антонович- бывший директор педучилища, Лобанов Александр Федорович, Тихонова Ася Захаровна, Стрехова Полина Григорьевна, Нетелева Валентина Александровна, Москвина Надежда Васильевна, Смирнова Елена Константиновна, Москвин Валерий Денисович, Аксенов Николай Порфирьевич, Гончаров Василий Петрович и многие другие. Ныне заведующей учебной частью педколледжа является  Цыпкина Татьяна Михайловна.

   Каждый из названных - неповторим, у каждого было свое счастье, свои мысли, своя судьба. Но у этих людей было общее-это преданность избранной профессии, любовь к делу и людям.

   Большое внимание уделялось развитию художественной самодеятельности студентов и преподавателей. Зрители всегда благодарили музыкальных руководителей педучилища: Тихонову А.З, Рубашкина И.В., Куликова В.М., Юркевича Ю.А. за доставленное удовольствие. Красиво, слаженно звучали любимые песни юности, исполненные Лобах З.С.,Князевой Н.А., Хмаренковой Н.С., Шейко А.А., Мильчевским В.А. Академический хор преподавателей педучилища, руководимый Тихоновой А.З., не имел себе равных в Болотнинском районе.

   В труде преподавателей методического объединения математики Никитиной В.В, Полиенко Н.П., Давыдовой Э.В., в их педагогическом опыте есть частица души и труда старших наставников: Клименок М.Е., Бурдыко Р.В. и Башкановой О.П. Новое существует только на основе преемственности лучших традиций прошлого. Петренко Л.В., Куликов В.Р., Куликова Е.И., Куркина Л.Н., Сизоненко Е.П., Саломатова Р.П., Гончаров В.П., Мельникова B.C., Дьяковский Л.М., Сальникова Б.В., Бондарюк Г.В., Балашова З.И. и многие — многие другие преподаватели сделали все возможное, чтобы жизнь в педагогическом училище была плодотворной, творческой и интересной.

   Традиции, начатые в первые десятилетия существования педучилища, не стали шаблонами; в современный период в них внесено новое содержание. Приказом Управления образования администрации Новосибирской области от 23 мая 2002 года педучилищу был присвоен статус колледжа. Этому событию предшествовала напряженная деятельность всего педагогического коллектива. Были пересмотрены учебные планы, переосмыслены учебные программы, проанализирована деятельность каждого педагога. Присвоенный статус потребовал еще более ответственного отношения каждого работника к своему делу, выбора наиболее оптимальных форм учебной и воспитательной деятельности.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"